Дети в Интернете

Дети в Интернете: памятка для родителей


Дети в Интернете: памятка для родителей
Наши дети большую часть свободного времени проводят во всемирной паутине, причем, это относится не только к подросткам, но и к младшим школьникам. Здесь они заводят друзей, общаются, ссорятся, мирятся. И виртуальная реальность для них так же значима, как и обычная жизнь. Это хорошо понимают мошенники, вербовщики и прочие злоумышленники, которые именно в Интернете ищут своих жертв. Кроме того, поддаваясь вирусной рекламе, ребенок попадает на сайты, которые изначально не запрашивал. Что делать, чтобы оградить своего ребенка от нежелательного контента (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы) и опасных незнакомцев в Сети?
Есть несколько правил, которые стоит соблюдать всем родителям. Они очень простые, но помогут сделать нахождение ребенка в Интернете безопасным.
  1. Включите программы родительского контроля, позволяющие наблюдать за тем, что ребенок делает в Сети. Эту функцию имеют многие антивирусы.
  2. Расскажите ребенку о детских поисковых системах, таких, как Гогуль или Спутник.дети. Вся информация об этих специализированых детских системах есть на их сайтах. Ими легко пользоваться и их легко настроить. Однако имейте в виду, что ребенок не всегда сможет найти в детских системах информацию по своему запросу, поэтому не стоит категорично запрещать ему пользоваться обычными поисковыми системами. Просто предупредите, что вы будете контролировать его действия во «взрослом» Интернете. Таким образом, вы с одной стороны будете знать, что ищет ваш ребенок, а с другой – сохраните его доверие к вам.
  3. Постарайтесь договориться о том, чтобы ребенок сам сообщал вам о нахождении нежелательной для него информации. Пообещайте, что не будете ругать его, если он случайно посмотрит в Интернете видео, не предназначенное для детей, но расскажет о нем вам. Тоже самое относится и к общению с незнакомцами: расспрашивайте о том, с кем ребенок общается в Сети, вместе анализируйте действия и слова виртуальных друзей, предупреждайте о том, что за никами может скрываться кто угодно, в том числе и человек с плохими намерениями. При этом не воспринимайте общение ребенка с виртуальными знакомыми как что-то несерьезное и говорите о друзьях из Интернета так, как если бы говорили с ним о реальных людях.
  4. Объясните ребенку, что в Интернете ни в коем случае нельзя:
    • никому передавать свои личные данные, сообщать адрес, телефон, делиться информацией о семье и о родителях;
    • открывать вложения из писем, пришедших с незнакомых адресов;
    • переходить по незнакомым ссылкам и нажимать на баннеры и всплывающие окна;
    • передавать кому бы то ни было свои пароли;
    • отсылать кому бы то ни было свои фотографии;
    • встречаться с виртуальными знакомыми без контроля родителей.
  5. Если же ребенок собрался встретиться со знакомым из Сети, предложите ему пойти с ним. Пообещайте, что будете наблюдать за встречей со стороны и останетесь незамеченными. Когда же вы после нескольких таких встреч убедитесь в том, что знакомый вашего сына или дочери безопасен, ребенок сможет общаться и встречаться со своим приятелем уже без вашего контроля.
  6. Расскажите, что не вся информация в интернете достоверна, и приучите ребенка советоваться с вами по любому непонятному вопросу. Хвалите ребенка всякий раз, когда он задает вам вопросы о своей безопасности в Интернете.
  7. Заведите семейный почтовый ящик, чтобы у ребенка не было необходимости заводить свой собственный. Если же у ребенка есть своя почта, попросите предоставить вам от нее пароли, но пообещайте, что не будете без надобности контролировать его переписку. Также стоит поступить и с аккаунтами в социальных сетях.
  8. Запрещая что-то ребенку в Интернете и ограничивая его доступ к различным сайтам, не забывайте всякий раз напоминать о том, что вы делаете это ради его безопасности, что даже взрослые становятся жертвами мошенников, а обмануть детей значительно легче. Но при этом помните, что чрезмерный навязчивый контроль может усилить желание ребенка выйти за рамки дозволенного, поэтому доверительное и открытое общение с детьми зачастую гораздо эффективнее запретов.
  9. Приучите себя не просто интересоваться сайтами и группами, которые посещает ваш ребенок, но и заходить на них. Это позволит вам с одной стороны оценить их контент, а с другой – говорить с вашим сыном или дочерью на одном языке, что особенно важно для подростков.

Если речь идет о подростках

Подростки являются наиболее уязвимой группой, и подвергаются наибольшей опасности в Сети, потому как более активно используют возможности Интернета: ведут онлайн-дневники, общаются в чатах и различных социальных сетях, и при этом чувствуют себя взрослыми и самостоятельными.
Помимо прочих опасностей, подстерегающих подростков в Сети, на сегодняшний день для них существует реальная угроза стать жертвой вербовки, в том числе экстремистской направленности, превращающей человека в послушного зомби.
Расскажите ребенку о признаках, по которым можно вычислить возможного вербовщика, в том числе вербовщика ИГИЛ:
  • вербовщики ищут потенциальных «жертв», как правило, в группах, посвященных компьютерным играм (особенно «стрелялкам»), знакомствам, а также в сообществах, объединяющих людей, столкнувшихся с какими-то жизненными проблемами или испытывающими депрессивное настроение.
  • постучавшись в друзья, вербовщик сразу начинает задавать много вопросов о личной жизни ребенка, о его семье, о его тревогах и заботах: это помогает найти ему точки, на которые потом можно надавить с целью психологического воздействия;
  • обычно вербовщик, войдя в доверие к ребенку, начинает советовать ему «порвать со всеми», «начать новую жизнь», «расстаться с теми, кто тебя не любит и не понимает», а затем приглашает на встречу, где обещает новых друзей и новые интересы.
Чтобы проверить, не состоит ли ваш ребенок в так называемой «группе смерти», зайдите к нему на страницу в социальной сети. Родителей должно насторожить:
  • посты с хэштегами #морекитов, #тихийдом, #хочувигру, #млечныйпуть, #няпока, #ФилиппЛис, #мертвыедуши, #домкитов, #китобой, #рина, #infinityeye, #храмсмерти, #истина и пд.
  • депрессивные фотографии, на которых изображены лестничные пролеты, крыши многоэтажек, рельсы, порезы на венах, ножи и лезвия, а также всевозможные изображения китов; оккультных знаков, сатанинских символов, иероглифов,
  • «фейки» в списке друзей ребенка; на фейковых страницах мало личных фотографий, на аватарке может быть изображено животное, растение или символ; графа с информацией о себе либо пустая, либо заполнена частично; а имена у фейков нередко вычурные и фантасмагоричные.


При этом надо помнить, что размещение подобного контента (депрессивных статусов и картинок) на своей странице может быть всего лишь данью моде, поэтому, если вы нашли нечто подобное в социальных сетях вашего ребенка, спокойно поговорите с ним без паники и нотаций, предложите ему рассказать о том, как общаются подростки между собой в Интернете, что значат те или иные символы и фразы. Пусть это будет выглядеть как интерес с вашей стороны, а не как контроль. Если ребенок пойдет на разговор и охотно вам все расскажет, то, скорее всего, боятся вам нечего: дети же, вступившие в «группу смерти», становятся замкнутыми, потому что верят, что стали частью мира, спрятанного от посторонних глаз, стали избранными и не должны никому выдавать свою тайну, даже родителям.

© pololia - Fotolia.com
Большинство родителей убеждены, что интернет для детей — зона риска, и эти опасения не напрасны. Недаром у интернета существует и другое название — «паутина». Он затягивает и, к сожалению, не всегда занимательным, интересным и полезным.
Дети страдают от насилия в сети
Наверняка многие слышали историю школьника Лукаса Поланда. Началось все с группы в WhatsApp, которую создали одноклассники мальчишки, чтобы обсуждать одноклассницу. Лукас отказался заниматься травлей девочки и защищал ее как в жизни, так и в виртуальном пространстве. И произошло неожиданное: на Лукаса переключили внимание хулиганы. С помощью всевозможных мобильных операторов и через социальные сети на парня полились потоки оскорблений и угроз. Лукас сделал правильный шаг: он не стал делать тайну из травли его одноклассниками, а сообщил о происходящем родителям, школьному социальному педагогу и директору школы. К сожалению, школа заняла выжидательную позицию и никаких активных действий не стала вести – и это главный вывод для каждого родителя: школа не будет защитником ваших детей в киберпространстве.
Лукас Поланд связался с кибер-психологом Катариной Катцер и они совместными усилиями создали телефон доверия для подростков, страдающих от буллинга в интернете. Вместе с доктором Катцер мальчик составил письмо в министерство образования земли Северный Рейн-Вестфалия, в котором призвал к проведению в школах дополнительной профилактической работы.
Стоит признать, что за последние годы такая работа с детьми проводится в школах интенсивно. Ученикам поясняют риски, связанные с общением с незнакомыми людьми, хищением компьютерных данных, разглашением личной информации, огромным количеством порнографии и тревожных сцен насилия.
Зона ответственности родителей
Безопасность детей в любой обстановке – это абсолютная прерогатива родителей. Безопасность в интернете не исключение. Обязанность родителей — обучать детей правильному поведению в сети, контролировать сайты, где дети проводят время, прорабатывать их реакции и проговаривать ситуации, с которыми возможно придется столкнуться. И одна из главных проблем – дети и порнография. Полбеды, когда ребенок увидит нечто такое, что ему рано видеть. Беда в том, что в развратные действия сексуального характера втягиваются ежегодно тысячи детей!
Не ждите, когда ребенку стукнет пятнадцать лет, в этом возрасте они уже все знают и многое умеют. Вводить в цифровой мир детей следует гораздо раньше, откровенно разговаривая на самые деликатные темы.
Первые шаги в цифровой мир
Нет четкой рекомендации детских психологов, в каком возрасте предпочтительно знакомить детей с интернетом. Но с электронными гаджетами дети играют чуть ли не с младенчества. В два года многие дети умеют самостоятельно включить мультфильм в мамином смартфоне. В четыре-пять лет пользуются приложениями для мобильного телефона. Жизненные истории, когда дети сами совершали покупки в интернет-магазинах в столь юном возрасте, слышали все родители маленьких детей, так что следите, чтобы и ваш малыш не купил вам самолет. Для детей младшего возраста разработчики предлагают развивающие игры и интерактивные книги – следите, чем занимаются в смартфонах дети, давайте им лучшее из того, что предлагают электронные технологии.
Если ребенок младшего школьного возраста требует собственный гаджет, устанавливайте правила. Договаривайтесь, сколько минут в день уделяется играм, когда он может это делать, когда не может, какую информацию он не должен размещать в сети, объясняйте, почему это так. Обсудите ситуацию, когда начались оскорбления или унижения в интернете, какие действия он предпримет. Важный нюанс: договор распространяется на все стороны. Нет смысла запрещать ребенку играть за обедом, если вы сами это делаете. Родители – образец для действий ребенка. Если чего-то делать нельзя – этого нельзя делать всем.
При этом нельзя забывать и о запретном плоде. Строгий запрет приведет к тому, что ребенок найдет лазейку, чтобы обойти его. Если вы не считаете возможным, чтобы ребенок играл в конкретную игру – объясните, почему это так, предложите несколько вариантов компромисса. Строгими запретами закрывается возможность прийти ребенку к вам тогда, когда он совершит ошибку. Родители должны давать детям четкий сигнал: даже если ты оступился – мы любим тебя и всегда поможем.
© esthermm - Fotolia.com
Временные рамки
Очевидно, что интернет засасывает, будь это игры или общение в социальных сетях. Многие семьи проходят через грандиозные скандалы, когда ребенка невозможно вытянуть из-за гаджета. Не пускайте ситуацию на самотек, сразу устанавливайте ограничения: 30 минут у экрана для детей младшего возраста, 90 минут – для детей старшего возраста. Детские психологи предлагают вводить накопительную систему: вышел из игры на 10 минут раньше – завтра поиграешь на 10 минут дольше. С подростками сложно устанавливать границы, это и возраст сложный, и вероятностей увильнуть больше. Тут легче загружать детей так, чтобы у них не было ни минуты лишнего времени: спорт, музыка, дополнительные занятия.
Доверяй или проверяй?
Доверие вещь крайне необходимая, но в случае с виртуальным миром детские психологи советуют родителям все же держать руку на пульсе. Благо, разработчики создают приложения для родительского контроля, с помощью которых отслеживается, на каких сайтах бывает ваш отпрыск, чем он интересуется.
С помощью программ «OurPact», «Qustodio» или «Screen Time Parental Control» можно блокировать некоторые функции на мобильных телефонах детей, например, перед сном.
Однако и тут имеются нюансы: наблюдение не должно быть тайным, и оно должно носить временный характер, типа «давай посмотрим, как это работает, если все будет хорошо – отключим и забудем». Иначе нарушаются всевозможные личностные границы. Да и современные чудо-дети с определенного возраста тоже знают про такие программы и как их блокировать. И по факту, вы мало того что не проконтролируете ребенка, так и получите массу проблем в виде тотального недоверия к родителям.
Такой контроль оправдан, когда ребенку 9-10 лет, дальше уже несколько раз подумайте, стоит ли ломать границы доверия.
Буллинг в сети
Подростковый период приносит новую проблему: кибербуллинг. Причем не одноклассниками, а чужими людьми. Особо подвержены такому виду агрессии подростки, любящие выставлять фото в Instagram. Даже безобидное фото может привлечь стаи хейтеров (людей, травящих в сети всех подряд), и польются потоки помоев на неокрепшую психику ребенка.
Профилактика тут одна: раннее медиа-воспитание. Родители, школа, авторитетные для детей люди должны вкладывать им в голову с раннего детства: какие фото публикуются в интернете, а какие желательно оставить для личного пользования. При атаке хейтров ребенок должен вспомнить то, чему его учили: не поддаваться на провокации, не оправдываться, не извиняться, не быть жертвой. При кибербуллинге у детей должен стоять жесткий психологический барьер.
Но не забывайте и об обратной стороне медали: и ваше любимое чадо может с успехом хейтерить других людей. Поясняйте детям, что они понесут наказание за проделки в сети, что каждое их слово используется против них.
Краткая памятка родителям об опасности в сети
  • Где наибольшая опасность? Везде. Но социальные сети – зона вседозволенности. На страницу заходит каждый желающий, который может познакомиться с вашим ребенком, втянуть его в некую историю. Instagram, Snapchat, YouTube и WhatsApp – любимая вотчина хейтеров.
  • Онлайн игры: быть или не быть? Детям младшего и среднего возраста однозначно нечего делать в этой среде. В подобных играх нет разделения по возрастам, у игроков никнеймы, мало кто знаком друг с другом. В подобных группах нередко моральное насилие, нецензурная лексика, жесткие оскорбления.
  • Что делать родителям, которые сами недостаточно владеют виртуальным пространством? Установите на свой смартфон Instagram, WhatsApp и Snapchat и используйте онлайн-игры. Здесь не нужно отговорок: если вы хотите быть контактным лицом для своего ребенка, вы должны понимать, что происходит.
  • Как подготовить детей к опасности в сети? Проговаривайте все возможные ситуации.
  • Насколько конкретно следует рассказывать детям о возможном насилии?
Для детей в возрасте от 6 до 8 лет информацию подают дозировано, ровно в том формате, который они готовы усвоить. А вот в возрасте 12-13 лет будьте более конкретным и устанавливайте для ребенка четкие границы дозволенного. 10% подозреваемых в совершении преступлений на сексуальной почве – это лица в возрасте до 14 лет – и это происходит потому, что никто не говорит им, что им делать запрещено!
Завершая обзор этой животрепещущей темы, хочется заметить, что интернет – это не тотальное дно. Интернет – это, пожалуй, лучшее, что случилось с человечеством за последнее время. Это безграничная база данных, неимоверное количество информации, возможность виртуально путешествовать, познавать мир и изучать науки и языки. Интернет дарит людям новые знакомства, выводит сознание об окружающем мире на принципиально новый уровень. Это бескрайний открытый мир! При этом виртуальный мир — отражение мира реального. Тут такие же искушения, правонарушения и трагедии. И как в реальном мире родители – проводники детей через сложные повороты жизни, так и в интернете обязанность старшего поколения научить детей противостоять опасностям. Выстраивайте правильную концепцию виртуальной жизни и будьте уверены: вашим детям ничего не будет угрожать.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Вторник 05.05.2020

Вівторок 31.05.2022

Вторник.14.04.2020